по России звонок бесплатный 8 800 700 1583
или заказать обратный звонок
Новый формат » Статьи » Аннотация
Аннотация

Аннотация


Аннотация, если говорить менее формально, это компактный текст, который располагается на второй странице книги и имеет собственный ГОСТ (под номером 7995). В ней должна раскрываться ценность книги во всех аспектах, от формы и назначения до содержания и иных особенностей. Обычно аннотацией занимается издатель, поэтому автору редко приходится о нём думать.


Несмотря на компактные размеры и вынос за пределы основного полотна книги, будет неправильно считать аннотацию чем-то вторичным. Этот маленький текст невероятно важен, поскольку он даёт читателю исчерпывающее представление о книги, заставляет его его интересоваться и, по сути, выступает краткой выжимкой текста, показывая, что ждёт его дальше. Также аннотация выполняет и вторую, не менее важную функцию - коммерческую. От того, насколько текст сможет заинтересовать потенциального покупателя и насколько хорошо попадёт в целевую аудиторию, зависит, как много людей книгу купят.


По сути аннотации делятся на две разновидности:


По содержанию. Они показывают, что читателя ждёт в книге, являются как общими, так и специализированными.


По целевому назначению. Такие аннотации выполняют определённую цель, например стать рекомендацией книги читателю, либо выступая в роли короткой справки, которая позволит определиться с выбором.


В советские времена аннотация служила более функциональным текстом - в ней перечислялись различные факты, полная информация об авторе, его трудах и прочее. Сегодня же значение этого маленького текста сильно изменилось благодаря развитию интернет-продаж и интернета в целом. Его краткая или расширенная версия отправляется в интернет-магазины и демонстрируются на странице товара, поэтому играют важнейшую коммерческую роль, выступая ещё и в роли рекламного текста.


Как писать аннотацию


Мы уже неоднократно писали, что аннотация является компактным текстов, однако точных чисел ещё не приводили. Золотым стандартом является объём в 500 знаков с пробелами, в которые требуется уместить достаточно обширную информацию, а в идеале разделить её на два абзаца - про содержание и автора книги, и про то, зачем и кому эту книгу стоит читать. Впрочем, деление на абзацы сегодня не так важно. Объём также можно достаточно широко варьировать, поскольку даже профессионалам не всегда удаётся выдать текст в пределах 500 знаков - обычно получается в пределах 700-1000. Однако стремиться к как можно меньшему числу знаков попросту необходимо, поскольку в этом тексте очень легко разгуляться и потерять внимание читателя. Помните, что это краткая выжимка и одновременно реклама - потенциальные покупатели обратят внимание на текст короткий и конкретный, нежели длинный и изобилующий постоянными отступлениями.


В 500 знаках необходимо отразить следующие моменты:


- что собой представляет книга, её тип, назначение и задачи, которые будут поставлены в тексте и решены в нём же;

- используемые автором методы для решения поставленных задач - эксперименты, сравнения, анализ, собственный опыт или компиляция других, уже существующих источников;

- принадлежность автора к научным направлениям или определённым школам, доказывающая релевантность его информации;

- все главные положения, темы, выводы и предмет книги, при этом важно сначала выразить новизну, и только затем ценность и пользу;

характеристику вспомогательных материалов, графиков, иллюстраций и фото, а также любых других приложений, от указателей до библиографии.


Как видите, аннотация загоняет автора в достаточно жёсткие рамки, разгуляться в которых очень сложно. Поначалу такие ограничения могут даже вызвать панику, но отчаиваться не стоит - на книжном рынке присутствует множество примеров успешных и информативных аннотаций, которые можно взять за основу. Чтобы она была успешной, стоит учитывать следующие моменты:


Важность конкретики. Общие фразы и размытые определения - главные враги любой аннотации, особенно учитывая её компактные размеры. Тексту нужно отвечать на поставленные вопросы чётко, понятно и конкретно, предоставляя максимум информации в минимальном объёме.


Динамичность и живой язык. Многие ударяются в сухой канцелярит, поскольку аннотация, по своей сути, является официальным текстом, однако это большая ошибка. Если текст не будет привлекательным и живым, то он не сможет заинтересовать читателя, и дальше титула он не уйдёт, поэтому надо проявлять креатив.


Обязательный призыв к действию. Поскольку аннотация является в том числе и рекламным текстом, она должна мотивировать потенциального читателя на действие - покупку, а затем и прочтение книги. Без мотивирующего призыва реклама попросту не сработает.


Избегаем шаблонных формулировок. Многие книги в жанре нон-фикшн решают те или иные проблемы, поэтому пестрят одинаковыми аннотациями, которые упирают именно на этот факт. Стоит изучить тексты конкурентов и постараться выделиться среди них, избегая шаблонных фраз.


Кратко резюмируя, скучная аннотация - это потерянный интерес читателя в самом начале, ещё до знакомства с остальным текстом книги. Нельзя допускать, чтобы произведение осталось на магазинной полке, и эту ответственность несёт на своих плечах маленькая и, казалось бы, совсем незаметная аннотация.


Библиографическая справка


Библиографическая справка - ещё одна важная для жанра нон-фикшн часть информации, которая позволяет правильно позиционировать автора и определяет доверие читателя к тексту. Через неё становится понятно, насколько автор в целом погружён в тему, о которой он пишет, доказывает его познания и насколько он проявляет себя в медийной сфере, от социальных сетей до СМИ и конференций. Как и аннотация, библиографическая справка должна быть небольшой и стремиться к золотому стандарту в 500 знаков с пробелами. Однако, как мы уже выяснили выше, достичь этого показателя довольно сложно, поэтому опускается варьирование объёма вплоть до 1000 знаков - это уже достаточно длинный текст.


К библиографической справке также применяются определённые требования, и сделать её скучной, неинформативной или отталкивающие от покупки книги достаточно просто. Поэтому важно учитывать, чего не должно быть в этом коротком, но важном тексте:


Хронологической биографии. Читателю неинтересно изучать всю жизнь автора от его рождения и до сегодняшнего дня, если только она не имеет прямое отношение к теме самой книги. Писать нужно по факту и затрагивая только те моменты, которые подтверждают релевантный опыт, не более.


Канцелярита и излишней формализации. Автор должен предстать перед читателем в качестве живого человека, которому можно верить и которого интересно слушать. Доверять ему, как специалисту, будет гораздо проще, если отказаться от канцелярита и писать живым языком.


Чрезмерного креатива. Несмотря на предыдущий пункт списка, ударяться в чрезмерное творчество также нежелательно - это всё ещё официальный текст, который будет попросту восприниматься неправильно.


Спорным моментом выступает лицо, от которого пишется библиографическая справка. Стилистически более удачным решением будет текст от первого лица, выводящий автора с читателем на своеобразный диалог. В биографии от третьего лица, впрочем, тоже нет ничего страшного и его достаточно часто используют.


Учтите, что в хорошей справке должны быть если не все, то многие следующие моменты:


Конкретика. Как и в случае с аннотацией, тут не стоит растекаться мыслью по древу, текст должен быть кратким, простым, понятным и чётким, освещающим самые важные моменты биографии автора, имеющие прямое отношение к теме книги.


Здоровое чувство собственного достоинства. Автор не должен представать недостижимым специалистом, смотрящим на всех с вершины Олимпа своей гениальности, однако цену себе он знать всё ещё должен. Такое позиционирование позволит завоевать авторитет и не оттолкнуть читателей.


Релевантный опыт. Необходимо показать, что автор имеет опыт по теме книги, имеет соответствующее образование или достижения. Остальные факты для читателя не имеют смысла и будут скорее вредными.


Релевантные ссылки в социальных сетях. Если автор имеет определённую умеренность, хорошим подходом будет указать его основную социальную сеть, в которой он наиболее активен, выкладывает информацию и общается с людьми.


Изюминка. Какой-то необычный момент, формат или фишка, которые выделяют автора среди остальных, так должна быть указана в этом тексте.


Лёгкая самоирония. Современное общество почитает постмодернизм, поэтому авторы любят иронизировать над собой, и это воспринимается как что-то само собой разумеющееся. Однако если это не входит в привычку, то самоиронии стоит избегать, чтобы она не казалась вымученной и формированной.


Большим плюсом для издателя будет подготовленная заранее справка, которой будут сопутствовать ресурсы вне печатной книги. Наиболее удобным инструментом является так называемый сайт-визитка, который открывает огромное количество возможностей по взаимодействию с читателями, от рекламы и рецензий собственных книг до видеообращений и обновляемой информации или блога. Также можно разместить раздел ответов на вопросы, где можно подробнее рассказать, как идея пришла в голову, через что пришлось пройти для её реализации и так далее.


Отдельно стоит упомянуть рецензии от сторонних людей. Многие блоггеры делают контент, обозревая книги, что станет двойной выгодой - контентмейкер получит материал для работы, а автор обеспечит рекламу среди обширной аудитории блогера.


Фотография для библиографической справки также является одним из наиболее спорных моментов, вызывающих множество проблем из-за своего формата. Многие новички, не представляя, что от них требуется, присылают старые фото, фотографии в купальниках, домашней обстановке, на фоне ковра, расфокусированные снимки и многое другое. На деле же издательству требуется бизнес-портрет, который делают профессиональные фотографы. Один раз потратившись на такую сессию, автор получит обширный выбор деловых фото для издания книг в будущем.


Авторский текст


Авторский текст обязателен для издателя во всех случаях - его следует прикладывать ко всей остальной информации. Исключением является разве что автор, который и до того активно публикуется - вместо текста можно дать ссылки на эти публикации. Почему же для издателя не хватит только одного синопсиса?


Дело в том, что синопсис отличается от основного текста, и не часто авторы пишут его самостоятельно. Часто с таким компактным объёмом им могут помогать посторонние люди, например редакторы. Издателю же важно оценить, как именно автор способен писать, что через синопсис сделать попросту невозможно. Даже если текст ещё не готов, авторский текст всё ещё необходим, поэтому его придётся написать.


Лучше всего взять главу-две из середины текста, это как раз составит рекомендуемые 10% от всего объёма книги. Дело в том, что начальные главы обычно являются раскачкой и не представляют существенного интереса, как и полноценного взгляда на умения автора. С другой стороны, выбирая самое захватывающее и необычное, автор сможет наглядно показать, почему на его книгу стоит обратить внимание. Стоит учитывать, что глава должна стилистически соответствовать остальной книги, даже если она будет изменена в процессе написания или редактирования.


Если у автора есть какие-либо сторонние и дополнительные материалы, их лучше приложить к тексту. Чаще всего это иллюстрации, которые порой попросту необходимы для того или иного текста. Искать иллюстратора или рисовать их самому не нужно - хватит и референсов, найденных в интернете, на основе которых впоследствии будут созданы оригинальные изображения. Главное в таких материалах - показать проработку текста, его продуманную структуру и общий стиль.


Бержицкая Наталья

Бержицкая Наталья

ведущий менеджер по работе с клиентами

моб.тел.: 8-961-236-2422 - WhatsApp, Viber

раб.тел.: 8-800-700-1583

почта: kniga2422@yandex.ru

Корвякова Олеся

Корвякова Олеся

менеджер по работе с авторами

моб.тел.: 8-961-999-0338 - WhatsApp, Viber

раб.тел.: 8-800-700-1583

почта: kniga0338@yandex.ru







Делаем все, чтобы издать вашу книгу

Оказываем любые услуги по печати и изданию книг — от макета до готового тиража. Выбирайте нужные или доверьтесь нашим специалистам. Подскажем, как сделать лучше и дешевле.

Верстка книги

Размещение текстовых и графических элементов на страницах книги. Заголовки, абзацы, нумерация страниц, содержание, колонтитулы, титульный лист, выходные данные.

Корректура и редактура

Проверка орфографии, исправление пунктуационных и стилистических ошибок профессионалами с высшим филологическим образованием.

Дизайн обложки.

Простой дизайн обложки с текстом и фоновым рисунком, оригинальный и интригующий, классический с тиснением фольгой, с иллюстрацией нарисованной художником.

Печать книги

Цветная и черно-белая печать цифровым, офсетным или ризографическим способами на современном оборудовании с высоким качеством.

Оформление обложки

Различные способы отделки для эффектного внешнего вида книги: полноцветная печать, тиснение фольгой (золото, серебро или цветная), матовая или глянцевая ламинация, УФ-лакировка.

Мягкий переплет

Недорогой и популярный способ переплета книжных изданий в 4 форматах: термоклеевой, термоклеевой с шитьем книжного блока нитками, скрепление на скобу, скрепление на пружину.

Твердый переплет

Классический переплет, который гарантирует долговечность издания. Изготавливаем прошитый, с цветной обложкой с ламинацией, из бумвинила с тиснением фольгой.

Издательский пакет

Присвоение номера ISBN, регистрация книги в Российской книжной палате, авторский знак, УДК и ББК: для защиты авторского права, продажи книги в книжных магазинах и доступа к ней в ведущих библиотеках.

.



Хочу напечатать книгу

Хочу напечатать книгу, что мне нужно сделать?

5 шагов для издания своей книги

Как напечатать дешевле

Как напечатать дешевле?

Зачем переплачивать? Печатайте книги по низким ценам!

Как издать книгу

Как издать книгу?

Как издать книгу за свой счет?